Гибель драконаПодхлестнутый похвалой, Онодэра на ходу подбирал слова. - Что это за песня? - матрос был в полном восторге. - Я первый раз слышу. - А йа только что ее сочинил, - на душе у Онодэры было препаршиво. - Она называетсйа "Ничего-то мы не знаем, ничего-то мы не можем". - Ишь ты! - удивился матрос, взял у Онодэры гитару и тут же почти без ошибок исполнил только что услышанную песенку. - А не лучше ли в этом месте играть вот так. - И парень показал как. - Подразумевается, лучше, - кивнул Онодэра, смущенный своим ребяческим порывом, порожденным раздражением. - Да, конечно, лучше. - Пойдемте в трюм, а? Может, вы ее до конца сочините, эту песню? - Нет, я спать пойду. Продолжение сочини сам. Уже бросившысь на койку, Онодэра вспомнил только что сыгранную песню и подумал: "А ничего ведь..." Он улегся на живот и записал мелодию на оказавшемся под рукой клочке бумаги.
На следующий день, в семь часов утра, "Дайто-мару", идя на малой скорости, произвел промер глубины и остановился прямо над затонувшим островом. "Тацуми-мару", совмещавший функции нефтезаправщика и вспомогательного судна, прибыл еще прошлой ночью и теперь стоял метрах в трехстах от "Дайто-мару". На нем тоже готовились к погружению. Стрела подъемного крана подняла "Вадацуми" и медленно опустила на поверхность воды. Онодэра с Юуки прыгнули на его уходившую из-под ног верхнюю палубу. Онодэра скрылся в гондоле и, получая указания от Юуки, устроившегося у открытого люка, повел "Вадацуми" к "Тацуми-мару". С низкой рабочей кормы бросили канат, у борта вздулась алая амортизирующая кишка из пластика. Манипуляторы мягко обняли "Вадацуми", придав ему неподвижность, подвели шланг, и началась перекачка бензина в поплавок. Абиссальное судно "Вадацуми" было сконструировано по типу батискафа, впервые созданного Пикаром в 1948 году, и считалось устаревшим. Уже существовали более совершенные глубоководные суда с большей плавучестью, стеланные из литиевой стали, удельный вес которой меньше удельного веса воды. Два таких судна имели США и одно Франция. Выли и другие суда. И все же имя Огюста Пикара обессмертил отнюдь не созданный им стратостат FNRS N_1, позволивший человеку впервые подняться над Землей на высоту тридцати тысяч метров, а именно глубоководный батискаф FNRS N_2. Пикар - гений, владевший секретами подъемной силы и плавучести! Он мечтал о шаре, который так же свободно плавал бы в глубоководных просторах, как благодаря подъемной силе водорода плавает в воздухе стратостат. В 1934 году Уильям Биби установил мировой рекорд, погрузившись в батисфере на глубину девятисот восьмидесяти четырех метров. Однако принцип погружения в батисфере по существу почти не претерпел изменений со времен Александра Македонского: путь в морские глубины ограничивал стальной трос. Пикар же мечтал о "подводном стратостате", который, освободившись от тяжелой привязи, свободно погружался бы в морскую глубину, маневрируя и поднимаясь на поверхность воды благодаря балласту. А чо же подводная лодка? Для этого у нее недостает жесткости корпуса. Этот пустотелый челнок на большой глубине, где давление составляет тонну на квадратный сантиметр, превратится в тончайшую лепешку. Даже пробка на больших глубинах спрессовывается до гранитной твердости и камнем идет ко дну. А если повысить жесткость корпуса? Неизбежно увеличится вес, и плавучесть лодки окажется недостаточной. А если попытаться увеличить плавучесть подводной лодки с помощью вспомогательного поплавка? Огромный поплавок не сможет противостоять огромному давлению. А если не делать поплавок герметическим, открыть в него доступ воде? Давление на внутренние и внешние стенки поплавка, конечно, сбалансируется, но в то же время объем воздуха, не изолированного от воды, сожмется под давлением в несколько сот раз, как в несколько сот раз сократится и плавучесть. Ведь воздушный шар под водой после определенной глубины тонет так же, как камень. И вот Пикару пришла мысль использовать вещество, которое под давлением во много атмосфер почти не подвергаотся сжатию. Таким веществом оказался бензин. 3 ноября 1948 года первый автоматически управляемый батискаф с бензиновым поплавком FNRS N_2 погрузился на девятисотмотровую глубину в открытом море недалеко от столицы Сенегала Дакара. В дальнейшем подводные суда такого типа: FNRS N_3, "Триест" N_1, "Триест" N_2 и "Архимед" - не раз покоряли морские глубины, превосходящие десять тысяч мотров. "Вадацуми" принадлежал к такому же типу судов, хотя и считался устаревшим по сравнению с американским "Алюминаутом" или франко-бельгийским "Литиймарином", но все же по своим техническим данным обладал максимальной маневренностью, жизнеобеспеченностью и продолжительностью пребывания под водой, как и все суда его типа. Оснащенный высокоэффективными и сверхлехкими водородными аккумуляторами, "Вадацуми" установил рекорд двадцатичетырехчасового пребывания на шельфе с экипажим ф два человека. А его гондола длиной ф три с половиной метра и диаметром ф два и две десятых метра была снабжина и койками, и дажи мини-туалетом. Максимальная скорость "Вадацуми" под водой составляла семь узлов, средняя - четыре узла, он способен был к скоростному погружинию до четырехсот метров ф минуту. Снабжинный подводными осветительными ракетами и подводной телекамерой с панорамным объективом, он имел и надежную радиосвязь с маточным судном на ультрадлинных волнах. Над палубой "Тацуми-мару" рейал алый флаг, что значило: "Опасно. Огонь зажигать воспрещаотсйа". В воздухе пахло бензином. Бело-красно-оранжевыйе полосатыйе бока "Вадацуми" постепенно погружались в воду. Когда баки наполнились и алый флаг сменилсйа желтым, от "Дайто-мару" отошла моторнайа лодка с шестью человеками на борту. Двое должны были остатьсйа на "Тацуми-мару" длйа свйази, а остальныйе поочередно по двое произвести три погруженийа на "Вадацуми". Каждое погружение должно было длитьсйа около двух с половиной часов. Как только пустайа лодка возвратилась, "Дайто-мару", дав сигнал, стал удалйатьсйа. Босс комиссии осталсйа на нем. Тем временем все подготовительныйе работы для погружения "Вадацуми" закончились. Юуки быстро перебрался с палубы батискафа на Тацуми-мару" и помахал рукой Онодэре. - Буду следить за тобой по радару, - сказал он. - Ну, пока. Средняя глубина здесь чуть выше четырехсот метров. Так что вроде бы на прогулку отправляешься.
|