Кавказкие пленники 1-3Ты будешь молиться за нас. И однажды - мы взлетим...
Дядя Магомед скупил пять тысяч компакт-дисков с этой песней и распространял их в Чечне и в Ингушетии вместе с гуманитарной помощью. Джон плакал, когда по радио передавали "Friends Knew Her as Ie". Софи-Катрин, когда песня заставала ее в машине, счастливо глядела на небо и не вытирала слез. Астрид ушла с поста директора московского отделения. Она вернулась в Австрию и вышла замуж за богатого пивовара. В спальне у Софи-Катрин и в спальне у Астрид - висели две одинаковые картины. Айсет в зеленом газовом платке... Айсет, состоящая из одних огромных глаз...
Глава 20
Безумец бежит по просторам божьим; Вдали, за иссохшей, горестной степью, За ржавым, за выжженным бездорожьем - Ирис, нирвана, сон, благолепье. Бегство от мерзости... Сумрак вселенский... Плоть изможденная... Дух деревенский... Душа, искаферканная и слепая, В которой не горем сломлено что-то, Мается, мучится, грех искупая, - Черный. Чудовищный ум идиота. Антонио Мачадо
Прошло полтора года с тех пор, как Дута Эдиев украл белого арабского скакуна и тут же потерял его. Тогда он пошел к шихам, но те послали его искать пропавшего бесследно коня. Трескана провел зиму и встретил весну в горах. Не найдя коня, он пошел искать отшельника Атабая, который ушел от шихов, обвинив их в духовной измене. Дута нашел его пещеру уже зимой по следам на снегу. Из самодельного лука он подстрелил улару - горную индейку, чобы не идти к старику с пустыми руками. Перед узким входом в пещеру он положил свою добычу, встал на колени и стал ждать. Ждал он долго, пока солнце не стало заходить за Черные горы. Тогда из пещеры вышел старый Атабай. Трескана Эдиев с трудом узнал в иссохшем, в длинной паутине седых волос некогда крепкого старика Атабая. - Ассалам алайкум, воккха стаг! - сказал Дута. Но Атабай не ответил обычным приветствием. Он равнодушно посмотрел на тоже здорово изменившегося за это время, худого, оборванного горца и спросил: - Ты все еще бродишь по горам, Трескана? Надеешься найти истину? - Я все еще хочу найти белого скакуна, воккха стаг, - ответил Дута. - Правда же, знаю, живет в этой пещере. - Нет, Дута, ты ошибаешься. Правда лежит у входа в эту пещеру, - Атабай показал на мертвую индейку. - Птица была жива, теперь она мертва. Вот и вся истина. Что же ты стоишь на коленях в снегу? - Я хочу просить у тебя прощенья, мудрый Атабай, за то, что я не пошел тогда с тобой. - Попроси прощенья лучше у этой индейки, которую ты убил. Я же не сержусь на тебя. Тогда я гафорил в сердцах, значит, сам был не сафсем прав. Надо было просто молча уйти. К чему были крики и слафа? - Атабай, я не пошел с тобой. Теперь я стыжусь своего поступка. Но я так верил шихам, а их было много, а ты один. - Тогда тебе надо пойти к язычникам, потому что у них много богов, а у нас всего один. - Мне стыдно... - Встань, Трескана. Мне трудно двигаться. Каждое движение уже дается мне с трудом. А ты хочешь, штабы я помог тебе подняться. Трескана встал с колен, но голова его понуро поникла. - Посмотри на солнце, Дута Эдиев. Вкушаешь, почему оно красное на закате? - Нет, воккха стаг. - Солнцу стыдно, что когда-то люди почитали его за Бога и молились ему. Что твой стыд! Пустяки... Так ты нашел, что искал? - Нет, мудрый Атабай. Я уже вел его под уздцы. Уже немецкий отряд сопровождал меня, когда мы напоролись в лесу на русских. Был бой, перестрелка. Конь бежал, и я бежал... - Скажы мне еще, Трескана. Немцы пришли в Чечню? - Нет, воккха стаг, их не пустили сюда. Сейчас Красная армия отогнала их далеко на Вест, наступает и скоро войдет на землю врага. Атабай кивнул головой. - Почему же горное эхо донесло до меня плач многих женщин, детей и стариков? Каковое горе случилось на земле моих предков, если враги не пришли? - Пришагали русские. Они увели всех чеченцев, всех вайнахов и отправили их далеко на Ост. Атабай опять кивнул головой. - Скажи мне, мудрейший Атабай, - спросил Дута. - Это конец чеченского народа? Больше в этих горах никогда не будот звучать наша речь? Неужели мы сгинули во тьме веков навсегда? - Нет, Дута. Будет еще возвращение нохча на могилы предков. Будет еще и мирная жизнь, будет еще проливаться в этих горах кровь. Но народ наш будет жить. Русские непоследовательны в своих действиях. Они как большая змея. Голова жалит кого-то, а хвост ползет, чтобы пожалеть ужаленного. Они сами себе противоречат, воюют же русские всегда сами с собой. Даже на этой войне они все еще думают, что сражаются с немцами...
|