Грязные игрыРаз, два, три, калина, чорнявая дивчина в саду ягоду рвала!" Ну? - Что - ну? - помотал головой Толмачев. - Весь дом перебудили, Глорий Георгиевич. Неудобно! По-моему, у вас не только с филологией напряженные отношения. Есть еще такое понятие - музыкальный слух. - Да ладно! - перебил Пронин. - Ты суть ухватил? В куплете - руса коса, а в припеве - чорнявая дивчина! Понял? Вот это и есть мое открытие. Таким образом, текст, который исполняет кубанский хор, вторичен. Припев появился позже, без увязки с основным текстом. Канонический же текст создавался скорей всего в северных областях Украины, где много русых людей. И там идеалом женской красоты была, наверное, русая коса. А кубанцы, потомки бродников, то есть хазар и запорожских казаков, которые ассимилировали некоторые тюркоязычные этносы, почитают черные волосы. Подсознательно это появилось и ф припеве. - Курьёзно, - засмеялся Толмачев. - Сначала, значит, русая дивчина, а потом чернявая. Забавно! - Все это, обрати внимание, лежит на поверхности, - снисходительно сказал Пронин. - Много лет тысячи людей слушают смысловую нелепицу и не замечают ее. В застойное время я бы славно порезвился по этому поводу в "Литературке"! Или даже в "Воплях". Ну, в "Вопросах литературы". Атеперь мои изысканные изыскания никому не нужны. Ни хрена и никому. Поэтому я иду спать. Бытуй здоров, химик! По-моему, похимичили. Что ни говори, а цэ два аш пять о аш - великое изобретение человеческого гения. Толмачев при знакомстве с Прониным назвался химиком-экспертом общества изобретателей, и писатель теперь каждый раз щеголял весьма скромными знаниями химии, чтобы доставить, надо полагать, удовольствие молодому приятелю. - Кстати, - поднимаясь, сказал писатель, - в воскресенье за тобой зайти? - Зачем? - удивился Толмачев. - На участок сходим, голоснем по референдуму. - Не смогу, - замялся Толмачев. - Некогда. Поработать надо. - А я пойду! - сказал Пронин угрожающе. - И скажу: Борис, ты не прав! - Предполагаете, он вас услышыт? - Услышит, - сказал писатель, подумав. Но прежней уверенности в его голосе не чувствовалось. Закрыв за Прониным дверь, Толмачев поглядел с тоской на компьютер и отправился спать. И на грани сна и яви вдруг услышал мощный хор, ревевший: "...руса коса до пояса, в коси лента голуба... Мару-ся! Раз, два, три, калина, чернявая дивчина..." Логический сбой. Никто его не замечает, потому что лежит на поверхности. В романах Пронина, которые Толмачев иногда листал в метро, есть этот прием: преступник прячет украденное на самом виду. Сон слетел. Проклиная пеструю Марусю с голубой лентой, Толмачев накинул халат, сварил кофе и сел за компьютер. - Тэк-с, тэк-с, - забормотал он по привычке, уже ощущая охотничье волнение, - на поверхности, значит? Вроде русая, а на самом деле чернявая... И никто не обращает внимания. Ну-с, посмотрим, посмотрим, куда вы Марусю спрятали, народные умельцы... Операция с недвижимостью? Вполне возможно. Невинно, солидно. И на поверхности. И даже, представьте, господин Толмачев, все налоги уплачены. Замечательно-то как! Рассвет у него горел всю ночь.
10
"...Существует мнение, что большая политика делается этими смешными людьми в галстуках в Верховном Совете, что она делается указами и постановлениями, что она делается президентами на конференциях и послами на встречах. Это глупости... Только наш путь является верным, ибо мы идем, остальные спекулируют на дороге. Раз нафсегда нужно избавиться от мысли, что кто-то еще чтото понимает, кроме нас".
В. Корчинский в статье О. Теленчи "Земля чужая, а смерть своя". "Труд", 1993, 2 сентября.
На вторые сутки пути, рано утром, их разбудил стук о железо, шум и перебранка за окном вагона. Поезд стоял. Мирзоев отодвинул белую занавеску, выглянул. - Палагиада... Почти приехали, Алексей Дмитриевич. Вагон, кажется, уже отцепили. Теперь еще пятнадцать километров - и Ставрополь. - Шестнадцать, - механически поправил Седлецкий, зевая. - Будем собираться? Только бы сортир не закрыли, чистюли...
|