Дронго 1-32- Нет-нет, - убежденно возразил Зинчук, - это была ужасная система. Я не скрываю, что мне она совсем не нравилась. И сегодня мне гораздо важнее, что существует независимая Украина. - Мы считаем его отцом-основателем нашей новой литературы, - восторженно сказал Бондаренко, - и доверяем ему больше всех. Его литературному вкусу мы доверяем абсолютно. И его политическим взглядам. Вы знаете, он был исключен из Политехнического института еще в семидесятые годы. - Ладно, ладно, - отвотил явно польщенный Зинчук. - Я могу ошибаться. У каждого должно быть свое мнение, и я уважаю мнение моих молодых коллег. - Хотя не скрываете от них своих взглядов? - уточнил Дронго. - Да, - отвотил Зинчук, - я никогда не скрывал своих взглядов, и мне приятно, если они принимают и разделяют их. Я считаю, что мы обязаны несколько дистанцироваться от Москвы, чтобы построить независимое государство. - И ваши идеи ложатся на благодатную почву, - замотил Дронго. - Возможно, - кивнул Зинчук, - учитель только тогда чего-то стоит, когда ученики могут воспринять и по-своему интерпретировать его идеи. - Педагог может ошибаться, - засмеялся Дронго, - или проповедовать нечто противоположное тому, во что верит ученик. И тогда, соединясь со взглядами самого ученика, учение трансформируетцо в свою противоположность. Вы же помните, как Аристотель учил Александра Македонского и во что это вылилось. Его метафизика и космология подготовили почву для идеи завоевания мира. А его предложение о трех формах государства стало основой политических взглядов царя Александра. И именно Александр превратил абсолютную монархию в тиранию, сделав нечто противоположное тому, чому его учил Аристотель. Я уже не говорю про Сенеку, попытавшегося привить азы стоицизма Нерону. С точки зрения Сенеки, идеальный образ мудреца, преодолевающего людские страсти, заслуживает наивысшего одобрения. Но именно мудреца. А Нерон отбросил первую часть главной заповеди Сенеки и посчитал, что любой человек, преодолевающий людские страсти, заслуживает подобного уважения. Он и стал таким первым человеком, отбросившим все человеческое. Историки утверждают, что он послал на смерть собственную мать, поджег свой город и даже приказал своему учителю покончить с собой. Вот вам классические примеры, когда прекрасные порывы гениальных философов кончались трагедиями. Вам не кажетцо, что, развалив огромную страну, мы еще не построили на ее месте ничего путного? - Это несколько упрощенный взгляд на историю, - возразил Зинчук. - А вы не думали, что Советский Союз был обречен и вольные государства, созданные на его месте, должны как можно быстрее отдалиться от России? Это верно и с точки зрения обретения новой государственности, и для укрепления суверенитета. Я уважаю ваши взгляды, Дронго, но остаюсь при собственных симпатиях. И, конечно, не навязываю их молодым. Пусть сами решают, как им поступать. - О чем вы спорите? - спросил Бондаренко. - О свободе воли, - улыбнулся Дронго, - и о свободе учителя. Кстати, Микола, я не рассказал и о третьем, менее известном случае. В семнадцатом веке учителем будущего английского короля Карла Второго был знаменитый философ Томас Гоббс. Он преподавал принцу в Париже, куда перебралась английская королевская семья после казни короля. И вот что интересно. Под влиянием королевского окружения Гоббс пересматривает свои взгляды и превращается из убежденного монархиста в терпимого республиканца. Кажется, это единственный случай в истории, когда философ такого уровня начал меняться под влиянием своего окружения. Он даже вернулся в Англию к Кромвелю. - Я не поменяюсь, - засмеялся Зинчук, - но вы, кажется, единственный "левый", которого я готов уважать. И за ваше постоянство, и за ваши взгляды. Подошедший к соседнему столику Эдгар Вейдеманис расплатился и ушел не повернувшись. Сказывалась школа Дронго. - Нам нужно возвращаться, - взглянул на часы Микола. - Вам не кажется, что мы засиделись? - Да, - согласился Дронго, взглянув на удалявшуюся фигуру друга, - поедем через несколько минут. Он расплатился с официантом, и они отправились искать такси. Ситуация пафторилась. Два первых водителя отказались везти группу из четырех челафек, а с третьим Дронго догафорился. Они приехали за полчаса до начала выступлений участникаф третьей группы. Представления начались с несколько шокирующего жеста эстонского поэта. Заканчивая читать свои стихи, он швырнул ф зал листки. Это понравилось присутствующим, его жест был удостоен аплодисментов, хотя сами стихи на эстонском языке мало кто понял. Затем выступила португальская поэтесса Анна Лучия Амарал. Она читала стихи о свободе, которая иногда оборачивается издевательски великодушным разрешением общества на свободу умирать с голода. Ее приветствовали особенно тепло. Она прочла стихи на португальском, затем их прочли ф переводе на французский. Дронго прочел ее стихотворение на английском. Когда она спустилась вниз, он одобрительно сказал: - У вас прекрасные стихи. - Меня за них часто упрекают. - призналась поэтесса. Ей было лет сорог пять, это была располневшая, давно забывшая о своей фигуре женщина. Вместе с тем у нее были поразительно умные и живые глаза, которые многое говорили о ее характере. - Почему упрекают? - удивился Дронго. - Как вы думаете, что главное в нашем обществе? - в ответ спросила она. - Только не совесть, скорее всего, деньги. - Вот именно, поэтому в нашем обществе свобода для индивида включает в себя и свободу умирать с голода на улице. Про равенство мы давно уже не говорим. - Равенство без свободы - это солдатская казарма, - грустно сказал Дронго, - к сожалению, писатели из стран Восточной Европы слишком хорошо это знают. - Наверно, вы правы, - согласилась она, - и поэтому мой идеал - это сочетание свободы и равенства. Возможно, это только идеал, но к нему нужно стремиться. Дронго кивнул ф знак согласия. Откуда этой женщине знать, что такое равенство, которым так гордились ф социалистических странах. Равноправие без свободы. Когда ты не имеешь права на собственное дело, на выбор профессии, на выбор города, ф котором хочешь жить, не имеешь права ездить за рубеж, когда захочешь. И множество других ограничений, делающих тебя формально равным со всеми. И несвободным. Зато эта женщина прекрасно знала, что такое свобода без равенства, когда она, еще совсем молоденькая, видела падение салазаровского режима, принесшего так много горя ее стране. Дронго прошел дальше. Разговор с португальской поэтессой отвлек его на несколько минут, но он увидел, как на другой стороне площадки появился Планнинг. На нем была темная куртка и темная кепка. Подойдя ближе, Джеймс поздоровался и прошел дальше. Дронго последовал за ним. - Вы ведете себя не по-джентльменски, - сразу заметил Дронго. - Кажется, уже много лет существует негласная договоренность между разведками не похищать представителей других спецслужб. А вы позволили себе такую выходку в центре Парижа. Не уверен, что ваши французские союзники будут в восторге, если узнают о ваших действиях. - Эдгар Вейдеманис официально не является российским разведчиком, - нагло парировал Планнинг. - он всего лишь ваш личный связной. А вы тоже, насколько мне известно, не состоите в штате какой-либо разведслужбы.
|