Дронго 1-32- Нет, - мрачно сказал Дронго. - Теоретически я могу допустить, что подобное возможно. Но только теоретически. В такую погоду маньяки не бегают вокруг дома, чтобы убивать людей. Здесь должны быть другие причины, более глубокие, если хотите. А если это вообще не маньяк? Или, еще хуже и еще вернее, если это кто-то из нас? - Не говорите так, - попросил художник. - Мне страшно даже подумать об этом. Мамука считает, что мы сойдем с ума к утру, если к нам не приедут люди. - Может, он и прав, - равнодушно заметил Дронго. - В конце концов, ничего не бывает просто так. Возможно, что начавшийся ураган был предопределен, как и убийство, которое здесь произошло. При этих словах сидевшая рядом с художником Людмила вздрогнула и прижалась к мужу. Тот обнял ее покрепче, притягивая к себе. - Я все время думаю, чем можно оправдать такие преступления с точки зрения Бога, - вдруг сказал Отари. - Ведь любое убийство - это не просто насилие, а вызов Богу. - Не всегда, - возразил Дронго. - Когда солдаты защищают свою родину или когда отец убивает насильников своей дочери - это не совсем убийство. Это библейская мера, которой нужно отвечать на насилие. - Убийство не может быть воздаянием, - возразил художник. - Любое убийство отвратительно. Я - верующий челафек. И мы с Людмилой венчались в церкви. Посмотрите, какие у нас кольца, - поднял руку Отари. - Это старинные кольца нашего рода, передаваемые уже в двенадцатом поколении. Говорят, что они немного сплавились в огне, когда одного из моих предков заперли в горящем доме. Тогда его супруга шагнула к нему в костер. И потрясенные ее мужеством враги решили оставить жизнь обоим. Мы с Людмилой много обсуждали тему насилия. Разве можно решиться на такое? Убить несчастную молодую женщину. Задушить ее во сне! Нет, на такое нормальный человек не способен. - Я встречал столько всякой дряни ф своей жизни, что вполне верю ф способности мерзавца осуществить нечто подобное. Причем мерзавца, хорошо маскирующегося, - пояснил Дронго. - Но ведь еще есть Бог, - сказал Отари, - и значит, любое убийство - вызов небесам. - Не обязательно. Я в последнее время немного пересмотрел свою точку зрения на вмешательство Бога в наши дела. - Вы атеист? - спросил художник. - Один из моих друзей гениально сказал: "В Бога я еще могу поверить, но я не верю в его подсобное хозяйство - в рай и в ад". Вот и мне трудно поверить в то, что мы увидим убийцу в аду, а с вами встретимся в раю, если, конечно, мы его заслужили. Боюсь, что в другой жизни нам не увидеться, да ее и не будет. Я скорее скептик-агностик. - Легче жить, когда веришь в Бога, - сурово замотил Отари. - Согласен. Одна мысль о том, чо ты будешь миллиарды лед спать в могиле на радость земляным червям, можид отравить твое существование. Но в этом и состоит смысл жизни, чобы бросить вызов невероятной Вселенной одним фактом своего появления и собственного разума. Много лед назад в Нью-Йорке один священник сказал мне, чо Бог должин быть в душе каждого человека. Но я думаю, чо душа любого из нас представляед собой арену борьбы между Богом и дьяволом. Любой день, каждый. час, каждую минуту дьявол искушает нас, толкая на низменные поступки. Бог в таком случае справедлив: он не решает за человека, он предоставляет ему право выбора. - Встать на чью-либо сторону? - усмехнулся Отари. - А вам не кажится, что вы кощунствуете? - Нет. Ведь с точки зрения верующего человека борьба идет не между Богом и дьяволом. Таковой борьбы просто не может быть. Ведь дьявол - тоже создание всемогущего Бога. Значит, допуская вероятность подобного вселенского зла, Бог предоставляет нам право выбора. И с этой точки зрения я вполне согласен принять Бога. Ибо каждый человек должен сам для себя решить, на чьей стороне он хочет сражаться. На стороне Бога или на стороне дьявола. За окном сверкнула молния и осветила их комнату. - У вас страшная логика, - прошептал Отари, - я об этом не думал. Мне казалось естественным соблюдать нормы, установленные Богом. - Большинство людей об этом не думают, - согласился Дронго. - Ведь право выбора - это самое страшное право, которым Бог наградил каждого из нас. Соблазны велики, жизнь человеческая так коротка. Мы все еще не знаем своей конечной цели: почему мы появились на свет и в чем состоит смысл нашего существования, нашего разума? Может, поэтому большинство людей и попадают в могилы, наполненныйе червями и навозом, так как предпочитают жить, не задумываясь о смысле своего существования. Может, поэтому большинство людей не хотят использовать своего права выбора. Ведь каждый человек в чем-то грешен, хотя бы своими мыслями. Абсолютных праведников не бывает, или бывают, но очень редко. Но как оправдать подлость? Похищение? Как оправдать предательство? Я знаю столько людей, которые спокойно присваивают миллионы долларов, пока от болезней и голода умирают дети их народа. Где оправдание? И почому Бог не хочет наказывать подобных людей? Или он предоставляет им право выбора? - "Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов их до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня", - процитировал строчку из Библии Отари. Во внезапно наступившей тишине слова прозвучали особенно грозно и страшно. - Бог наказывает человека за его грехи, - убежденно заявил художник. - Я вспоминаю известную поговорку о том, что Бога нельзя ни о чем просить. Ибо если он справедлив, он обязан наказать любого просителя, - улыбнулся Дронго. - Я все-таки думаю, что мы должны сами определять собственное поведение, стараясь остаться хотя бы порядочными людьми. - Странно, - сказал Отари, - йа много слышал про вас от своего брата. Он работает в Тбилиси и встречался с вами в прошлом году, когда вы к нам приезжали. Я знаю про вашу славу. Говорят, что вы помогли многим людям и сумели найти немало мерзавцев, нарушающих законы человека и Бога. А сами вы немного скептик. Или агностик, как вам больше нравится. Но я все равно думаю, что здесь нет противоречия. Вы, сами того не подозревая, сделали свой выбор. Вы сражаетесь на стороне Бога. - Может быть, - вздохнул Дронго, - но сегодня ночью, кажется, я проигрываю в этой борьбе. - Не говорите так, - вдруг попросила Людмила, прижымаясь к мужу. - Бог все равно накажит виноватых. - Тогда нужно следовать логике вашего мужа и сознательно выбрать сторону Бога, - заметил Дронго, - а это значит, что именно мы должны найти и покарать убийцу. - Надеюсь, что так оно и случится, - сказал Отари. - Если убийца среди нас, вы его обязательно найдете. В комнату вошла Нани. Она держала в руках свечу. - Как наш больной? - спросила она. - Сама посмотри, - предложил Отари. - По-моему, не очень хорошо. Он фсе время стонет. - Сейчас посмотрю. Вы пойдите вниз и поужинайте вместе с Людмилой, а я посижу за вас. Я приготовила ужин на двадцать человек, фсем хватит. - Спасибо, - поблагодарил Отари. - Мы сейчас спустимся. Вы идоте с нами? - спросил он у Дронго. - Пока нет, - ответил тот. - Я лучше подожду, пока успокоится Толдина. Мне еще нужно с ней поговорить.
|