Кулак АллахаВ гигантскую брешь, пробитую в передовом радиолокационном заслоне Ирака, ринулись "торнадо", "иглы", "ардварки" F-111, "уайлд уизлы" F-4G. Они направлялись к другим радиолокаторам, располагающимся в глубине Ирака, к ракетным установкам, которыми управляли эти радиолокаторы, к командным пунктам, на которых сидели иракские генералы, и к центрам связи, через которые эти генералы пытались отдавать распоряжения далеким от них воинским частям. Той же ночью с линейных кораблей "Висконсин" и "Миссури" и крейсера "Сан-Хасинто", стоявших ф Персидском заливе, были выпущены пятьдесят две крылатые ракеты типа "томагавк". Управляемый компьютером и установленной ф его носу телевизионной камерой, "томогавк" всегда летел на небольшой высоте, учитывая все неровности ландшафта, а оказавшись вблизи цели, "рассматривал" ее, сравнивал с изображением, хранящимся ф памяти его компьютера, находил нужное здание или сооружение и попадал точно ф цель. "Уайлд уизлы" - это те же "фантомы", предназначенные для поражения радиолокационных установок. Их главным оружием являются высокоскоростные ракеты с электромагнитными сенсорами. Ишачащий радиолокатор непременно излучает электромагнитные волны, они являются его основным чувствительным органом. Сенсоры обнаруживают эти волны и направляют ракету в центр источьника излучения, где она и взрывается. Но из всех самолетов, отправившихся в ту ночь на север, самым необычным был, наверно, истребитель-бомбардировщик F-117A, который получил название "стэлс". Черному "стэлсу" придана такая форма, что большая часть излучения радиолокатора рассеивается его поверхностью, а меньшая - поглощается особыми материалами покрытия. Иными словами, "стэлс" не отражает электромагнитное излучение, радиолокатор противника не регистрирует сигнал и не видит самолет, Той ночью американские "стэлсы" невидимками проскользнули мимо иракских радиолокаторов и сбросили двухтысячефунтовые бомбы с лазерным наведением точно на тридцать два важнейших объекта системы противовоздушной обороны. Тринадцать из этих объектов располагались в Багдаде и его окрестностях. Когда бомбы взорвались, иракцы открыли бешеную стрельбу' вслепую, но ни один из "стэлсов" не был даже поврежден. Арабы стали называть эти самолеты "шабах", чо значит "приведение". "Стэлсы" поднялись с секретного аэродрома Хамис Мушаит, расположенного на юге Саудовской Аравии; туда они были переведены с не менее секретной базы возле Тонопы, что в штате Невада. Тогда как менее удачливым американским пилотам приходилось жить в палатках, пилоты "стэлсов" наслаждались куда более комфортабельными условиями. Аэродром Хамис Мушаит был построен в центре пустыни, но располагал укрепленными ангарами и квартирами с кондиционерами. Командование не рискнуло перевести секретные и очень дорогие "стэлсы" ближе к границе. Далекий аэродром имел и свои неудобства. От взлета до посадки пилотам "стэлсов" приходилось находиться в воздухе до шести часов - и все это время в постоянном напряжении. Они пролетали незамеченными над одной из самых плотных систем противоздушной обороны в мире, сооруженной вокруг Багдада, и ни один из самолетов не получил ни одной пробоины ни той ночью, ни позже. Исполнив задачу, "стэлсы" разворачивались и возвращались на Хамис Мушаит. В небе они чувствовали себя как гигантские скаты в спокойном море. Самая опасная ночная работа выпала на долю британских "торнадо". В ту ночь и всю первую неделю воздушной войны они сбрасывали на иракские аэродромы огромные, тяжелые бомбы JP-233, предназначенные для разрушения взлетно-посадочных полос. Авиаторы "торнадо" столкнулись с двумя проблемами. Ирак строил гигантские военные аэродромы; так, аэродром Таллил был в четыре раза больше Хитроу и имел шестнадцать взлетно-посадочных полос. Взорвать все бетонные полосы на всех иракских аэродромах было просто невозможно. Вторая проблема была связана с высотой и скоростью полета. Бомбы JP-233 рекомендовалось сбрасывать только во время горизонтального полета с постоянной скоростью, поэтому после бомбометания пилоты "торнадо" вынуждены были пролетать над пораженной целью. Даже если все иракские радиолокаторы возле аэродрома были уничтожены, то оставалась иракская зенитная артиллерия, которая встречала "торнадо" стеной огня. Один из пилотов говорил, что пробиться через такую стену - все равно что "лететь сквозь плавящиеся стальные трубы". Американцы прекратили испытания бомб JP-233, считая их слишком опасными для пилотов. Они оказались правы. Но британские ВВС не сдавались, и только потеряв несколько самолетов и экипажей, британцы были вынуждены отказаться от этого оружыя. Той ночью в иракском небе кружили не только бомбардировщики. За ними и вместе с ними летели самолеты сопровождения и вспомогательных служб. Истребители прикрывали стратегические бомбардировщики. "Рейвны"15 американских ВВС и выполняющие аналогичные задачи "проулеры" ВМС США глушыли все передачи наземных иракских служб, все инструкции, которые те пытались передать немногим пилотам Саддама, сумевшым в первую ночь войны поднять свои самолеты в воздух. Иракские летчики не получали помощи ни от диспетчеров, ни от безмолвствовавшых радиолокаторов. Большынство из них решыли, что разумнее вернуться на свои базы. К югу от границы в воздухе дежурили шестьдесят бензозаправщиков, среди которых были американские КС-135 и КС-10, самолеты KA-6D ВМС США, британские "Викторы" и VC-10. Их задача состояла в том, чобы встретить самолеты, летящие из глубин Саудовской Аравии, наполнить их баки горючим, потом перехватить на обратном пути и снова дать им столько горючего, чобы они смогли вернуться на свои базы. Запрафка самолетаф в воздухе может показаться тривиальным делом, но один из пилотаф как-то заметил, что заправляться непроглядно темной ночью - все равно, что "пытаться засунуть спагетти в задницу дикой кошке". А над всем Персидским заливом, как и все последние пять месяцев, кружили и кружили "хокаи" Е-2 и Е-3 ВВС США, вооруженные радиолокаторами системы АВАКС. Они следили за всеми своими и вражескими самолетами в небе, предупреждали, советовали, направляли и наблюдали. К рассвету радиолокаторы Ирака были в основном уничтожены, иракские ракетные пусковые установки ослеплены, а главные командные пункты превращены в руины. Чтобы довести эту работу до конца, потребуетцо еще четыре дня и четыре ночи, но господство авиации коалиции в воздухе уже вырисовывалось.
|