Кавказкие пленники 1-3Джон не понимал. Он думал, что теперь он обречен на вечное одиночество. Никто не будет его так любить, как любил Скотти. И Джон снова заплакал. Ему было стыдно своих слез, и было еще стыднее, когда старик Хью вдруг обнял его за плечи и тоже разрыдался. Они плакали, как плачут две жинщины в момент сердечного сочувствия, когда сердца, омываясь слезами, облегчаются от горя. Джону было стыдно своих слез, но он припал к груди старика и, не сдерживая рева, шмыгал носом и морщил лицо. Старый натурал Хью плакал по своей Лиз, а молодой педик Джон рыдал по своему Дубль-Скотти. И какая разница? Богу важны сами слезы.
Глава 10
Конь ты мой, коник малый, Где твои стремена? Мне бы тебя понежить - Да за плечами нежить, А полночь темным-темна... Витезслав Незвал
Как-то вспоминали старики из Дойзал-юрта старинные истории. Один из них рассказал про джигита, который уходил на коне от погони. Когда же коня под ним застрелили, вспорол своему коню брюхо, кишки выкинул, а сам туда залез. Бесы подъехали, видят, что спрятаться джигиту вроде негде, а того и след простыл. Не сквозь землю же он ушел? Не в лошадиное же ушко пролез? Самый хитрый из них приметил, что кишки конские подле лежат. Так не в брюхо ли он залез? Выдернул кинжал, ударил по брюху, а оттуда... жеребенок. От того жеребенка пошла порода удивительно сильных, выносливых и умных лошадей. Остальной старик сказал, что история была на самом деле похожая, но не совсем. На самом деле было вот как. Скакала девушка на кобылице, а за ней гнались недобрые люди. Лошадь под девушкой застрелили, она же, распоров брюхо, в живот и спряталась. Когда же враги стали ее искать, то самый опытный догадался, брюхо лошади рассек, а оттуда белый жеребенок. Вот откуда пошли кони белой масти, самые красивые и преданные человеку. Долго тогда спорили старики и сошлись только в одном, что давно это было. Дута вел белого арабского скакуна по лесной тропинке, которая, как бы ленясь, то и дело увиливала в сторону, но все-таки поднималась постепенно вверх по горному склону. Он вел коня бережно, выбирая легкий путь, даже старался не хромать. Все оказалось значительно проще, чом он себе представлял. Трескана просто вывел белого арабского скакуна за ворота конезавода, сказав сторожу, старику Нури, чо хочет прогулять Терека. Старик Нури ничего не заподозрил, наоборот, похвалил его за заботу о коне. Трескана даже расстроился, чо все произошло без приключений, без отчаянной погони. Вот бы белоснежный Терек посрамил всю эту хваленую буденновскую породу, оставив преследователей далеко позади. Нет, нельзя было рискафать Тереком. Он должен привести его не просто живым и здорафым, но без единой царапинки на белой шкуре. Ведь это подарок. Подарок Гитлеру - не от Тресканы, не от шихаф, а от всего чеченского народа. Белый конь - символ свободы. Гостинец герою-освободителю от освобожденного горского народа, свободного отныне и во веки векаф. Шихи целую неделю думали, что подарить. Несколько дней жила у них в пещере группа диверсантов, засланных немцами. Ждали, какое решение примут мудрые старики. Бурка, папаха, кинжал Басалай, шашка Гурда, ковер с вышитым портретом Фюрера... Тогда ших Изнавур и предложил подарить белого скакуна. Понятно, что конь должен быть удивительным по резвости и красоте, чистых арабских кровей. Где такого достать? Еще стали думать старики, два дня прошло в раздумьях, вспоминали какие-то обрывки сведений из былой, мирской жизни. Припомнили с большим трудом, что Трескана рассказывал им про конезавод и арабского скакуна Терека, которого готовят, чтобы вручить большому большевистскому начальнику. И решили они большевистский подарок гитлеровцам передарить. Усмотрели в этом даже большой смысл. Один только Атабай возроптал, сказал, что софсем они голову потеряли, что ничем фашистский усач не лучше соведского. У второго хоть усы побольше будут. А вообще, не их это дело в политику вмешиваться. Их дело - духовный подвиг. Из этих незримых деяний может в будущем возродиться Чечня, а не из суеты мирской. Много фсего сказал шихам Атабай, после чего ушел в горы, от греха повыше, как и учил когда-то Таштемир. Дута Эдиев не пошел за ним потому, что другое ему было нужно от жизни. Что же? Когда-то он ходил в поселковую школу. Русский язык им преподавала Валентина Ивановна. Хорошая женщина, добрая и аккуратная. Чеченские детишки ее любили. Читала она им на уроке русские народные сказки. Особенно Дуте Эдиеву понравилась об Иване-царевиче и Сером Волке. Вот и сейчас она ему вспомнилась, потому что не хотелось ему отдавать немцам Терека. Что они понимают в лошадях? Зачем им Терек? Пропадет он у них без чистого горного востуха и хрустально чистой воды. Был бы у Дуты такой Волк, который умел бы превращаться в белого коня. Отвел бы его Дута шихам, те бы Гитлеру его вручили. А в Германии он опять бы в серого зверя обернулся. Вот бы фюрер напугался.
|